Концерты

Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн   Авг »
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

«От Баха до Вила-Лобоса». Мария Карачевская (Музыка и время 2010 №8)

Концерты аспирантов — неотъемлемая часть насыщенной концертной жизни Московской консерватории. Несмотря на их, казалось бы, «учебный» статус, выступления аспирантов никак нельзя назвать «ученическими» — ведь многие их участники уже давно завоевали признание слушателей и стали достойными коллегами своих старших товарищей по искусству.

Не стал исключением и концерт, состоявшийся 13 июня в Малом зале консерватории, в котором блистательно выступила воспитанница профессора Н.Н. Гуреевой Олеся Кравченко.

Молодая органистка уже имеет солидный «послужной список». Она является дипломантом Международного конкурса юных исполнителей в Польше (1999), лауреатом Международного конкурса органистов «Санкт-Петербург — Опава» (2004), лауреатом Международного баховского фестиваля «От Рождества до Рождества» (2009); ежегодно участвует в крупнейших музыкальных мероприятиях — фестивалях «Московская осень», «Душа Японии», «Музыка на воде», Московском международном органном фестивале, фестивале «Музыка в изгнании» и других. Исполнительница постоянно совершенствует свое мастерство, регулярно участвуя в мастер-классах таких выдающихся музыкантов, как Жан Гийю (Франция), Йохан Труммер (Австрия), Гюнтер Рост (Австрия), Людгер Ломан (Германия), Арвид Гаст (Германия), Х. Ромайер (Германия), Бернхардт Хаас (Германия), а также активно выступая на лучших концертных площадках столицы — Большом и Малом залах Московской консерватории, Концертном зале имени Н.Я. Мясковского, Концертном зале Дома композиторов, Лютеранском соборе святых Петра и Павла, Англиканском соборе святого Андрея, Музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и других.

Одним из достоинств органистки можно назвать гармонично выстроенную программу концерта. В этот вечер прозвучали как сочинения из классического органного репертуара, — Пассакалья до минор И. С. Баха и Соната № 4 Ф. Мендельсона, — так и крайне редко исполняемые «Те Dеит laudamus» Д. Букстехуде, Концерт для флейты пикколо и органа ля минор А. Вивальди, Соната№ 8 Й. Рейнбергера. Творения барочных мастеров прекрасно дополнили произведения романтиков, в которых ярко проявилась преемственность немецкой музыкальной традиции. И даже «экзотическое» сочинение Э. Вила-Лобоса(«Бразильская бахиана № 5»), прозвучавшее в завершение концерта, не нарушило его стройной композиции: автор неслучайно назвал «бахианой» свое сочинение, в котором удачно сочетал элементы бразильской народной музыки с барочными интонациями.

Необходимо отметить присущее Олесе тонкое чувствование и понимание исполнительских стилей разных эпох. Музыка XVII — XVIII веков в ее исполнении звучит по-барочному выдержанно, с точным соблюдением ритма и филигранной выигранностью украшений (Пассакалья Баха). Сочинения романтиков — сонаты Рейнбергера и Мендельсона, — наоборот, отличаются мощной эмоциональной подачей, свободой в ритмическом и темповом отношении, ярком и разнообразном звучании регистров. Регистровкам органистка уделяет особое внимание, зачастую выявляя скрытые в произведении «подтексты». Так, в органном «Те Dеит» Букстехуде, благодаря продуманному подбору тембров, призванному имитировать чередование ансамбля старинных духовых инструментов и хора, слушателю открывается вокально-инструментальная основа данного сочинения, ведь этот христианский гимн традиционно используется в католическом богослужении.

Олеся успешно показывает себя и как талантливая ансамблистка, и у нее уже сложилось несколько постоянных творческих контактов. Один из них — дуэт с флейтистом, лауреатом международных конкурсов Антоном Паисовым. Исполнение Концерта для флейты-пикколо и органа ля минор Вивальди, почти никогда не звучащего на концертной эстраде, можно без преувеличения назвать эталонным. Крайне сложная, виртуозная партия флейты-пикколо преодолевается солистом, казалось бы, без особого труда, а игра дуэта в целом отличается легкостью и барочным изяществом. Другой творческой коллегой органистки является певица, солистка Музыкального Театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Мария Лобанова (сопрано). Ария из «Бразильской бахианы № 5» Вила-Лобоса приобретает в их исполнении совершенно необычное, новое звучание. Партия органа, сопровождающая голос, расцвечена всевозможными регистровыми оттенками и звучит, пожалуй, даже более насыщенно по сравнению с оригиналом, написанным для сопрано и 8 виолончелей.

Хочется пожелать молодым исполнителям дальнейших творческих успехов, ярких достижений на музыкальном олимпе и новых интересных концертных проектов!

Дизайн и программирование: В. Громадин