17 марта в Малом зале Московской консерватории состоялось знаковое событие для музыкальной сцены столицы. В рамках XIII Московского международного органного фестиваля молодые, но уже широко известные музыканты дали концерт «Посвящение И. С. Баху».
Начиная с 2001 года, Московская консерватория ежегодно проводит Международные органные фестивали, которые стали заметным явлением в музыкальной жизни города. Прошедшие 12 фестивалей подарили любителям органной музыки возможность познакомиться с известными зарубежными органистами, такими как Йоханн Труммер и Гюнтер Рост (Австрия), Хуберт Майстер и Йорг-Ханнес Хан (Германия), Лео ван Дуселар (Нидерланды), Дуглас Кливленд (США), Арвид Гаст и Людгер Ломанн (Германия), Марек Стефаньский (Польша), Габриэль Маргьери (Франция), оценить мастерство выпускников органной кафедры Московской консерватории, работающих в России и за рубежом, услышать студентов и аспирантов — лауреатов международных конкурсов.
Идея концерта «Посвящение И. С. Баху» принадлежит московской органистке, выпускнице консерватории Олесе Кравченко. Олеся ведет активную концертную деятельность по всему миру, ее выступления с неизменным успехом проходят в ведущих органных залах России, Германии, Франции, США. Органистка — постоянный участник крупных фестивалей: помимо Московского международного органного фестиваля можно вспомнить такие музыкальные форумы, как «Московская осень», «Душа Японии», «Музыка на воде», «Музыка в изгнании», «Органные вечера в Кусково», Международный баховский фестиваль «От Рождества до Рождества», цикл концертов «Красота, которая поддерживает мою жизнь» в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко и др. Олеся Кравченко — состоявшийся музыкант, нашедший свою манеру игры, сочетающую в себе энергию подачи со зрелым и профессиональным отношением к стилю и содержанию исполняемых сочинений.
На вопрос, как возникла идея концерта, О. Кравченко отвечает: «Музыка Баха — не только вершина музыкального искусства эпохи барокко, но и основа органного репертуара. Мое знакомство с органом началось именно с Баха, и на протяжении более 15 лет я все глубже погружалась в удивительный мир органного наследия этого композитора. Но не менее интересным оказалось мое обращение к камерной музыке Баха с участием органа! И в 2012 году издательство «Арт сервис» выпустило мой первый компакт-диск (совместно с флейтистом Антоном Паисовым), который полностью состоит из произведений Баха для органа соло и сонат для флейты и basso continuo. Поэтому когда художественный руководитель Московского международного органного фестиваля, заведующая кафедрой органа и клавесина, профессор Московской консерватории Наталья Николаевна Гуреева-Ведерникова предложила мне концерт в рамках фестиваля, его концепция пришла сама собой».
В рамках «Посвящения И. С. Баху» были исполнены настоящие шедевры органной музыки Баха — Пассакалия и фуга до минор и Фантазия и фуга соль минор – и две духовных кантаты: «Дух и душа — в смущении великом» BWV 35 и «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» BWV 146.
Открыла концерт Пассакалия и фуга до минор — музыка, в интерпретации О. Кравченко наполненная мужеством и пронизанная непрерывным движением, с первого показа темы и до последних тактов не отпускающая внимания слушателя. Это произведение давно полюбилось публике, не всегда представляющей себе сложности, которые приходится преодолевать исполнителю. Ведь органисту необходимо выстраивать форму 15-минутного полотна; открывать скрытые смыслы, таящиеся в многочисленных риторических фигурах — специальных мелодических формулах, связанными с теми или иными библейскими образами; балансировать между единством вариационного цикла и поразительным разнообразием, с которым воплотил его гений Баха… Все это Олеся Кравченко сумела донести до любителей органной музыки, показав потрясающую мощь этого уникального сочинения.
Начало второго отделения ознаменовала Фантазия и фуга соль минор. Драматизм фантазии, написанной Бахом после смерти первой жены, был передан исполнительницей в несколько суровой манере, что обеспечило точное стилистическое попадание. Особая задача, встающая перед каждым органистом в данном сочинении, — найти продолжение музыкальных идей фантазии в фуге, написанной на тему студенческой песни, с чем О. Кравченко успешно справилась, благодаря единству регистровки и несгибаемой исполнительской воле, позволившей сделать фантазию и фугу одним целым.
Разумеется, в случае обеих жемчужин органного репертуара восторженная реакция публики не заставила себя ждать!
Основную часть концерта занимали кантаты. «Идея исполнения кантат Баха с облигатным — солирующим — органом, — продолжает Олеся Кравченко, — принадлежала замечательному московскому дирижеру Николаю Хондзинскому, основателю и художественному руководителю камерной капеллы “Русская консерватория”, состоящей из оркестра и хора. Мое сотрудничество с этим великолепным коллективом началось пять лет назад, когда в 2008 году под руководством Николая в Большом зале консерватории с огромным успехом было исполнено сочинение Яначека “Отче наш” для тенора, хора, арфы и органа. С тех пор я участвовала в первом посмертном исполнении (мировой премьере) “Kyrie” Зеленки ZWV 26 для хора и оркестра в Кафедральном Римско-католическом соборе в Москве, поэмы Свиридова “Лапотный мужик” для хора, фортепиано, органа и ударных в Светлановском зале Дома музыки и других проектах капеллы».
Надо заметить, что в России духовные кантаты Баха практически не звучат, а если что-то и исполняется, то преимущественно западными коллективами. При этом, судя по аншлагу в Малом зале, потребность публики в подобном репертуаре чрезвычайно велика! Удивительная атмосфера, царившая на сцене и в зале в это Прощеное воскресенье, будучи усиленной содержанием баховских кантат, не оставила равнодушным никого.
Да и как можно оставаться безучастным, когда великие сочинения оказываются в руках умелых и вдохновенных музыкантов? Дирижер Николай Хондзинский смог проникнуть в самую суть баховской музыки, прочувствовать ее изнутри, и в результате сочинения XVIII века прозвучали не как раритет, а абсолютно современно, и оказались близки каждому, пришедшему в консерваторию в этот день. Этому способствовали, в частности, стремительные темпы быстрых разделов, от которых порой захватывало дыхание.
Отдельного внимания заслуживает сыгранность коллектива Хондзинского, где каждый участник – солист, в то же время осознающий, что работа в камерном оркестре требует особого внимание к партнерам. Настоящие находки Николая — скрипачка Аяко Танабэ и контрабасист Илья Алпеев, харизматичные и артистичные, настоящие виртуозы.
Олеся Кравченко прекрасно исполнила партию облигатного органа – проникновенно, очень чутко по ансамблю, свободно и органично. Симфония и хор из кантаты BWV 146 представляют собой переработанные самим Бахом две первые части Клавирного концерта d-moll. Однако в интерпретации музыкантов они прозвучали совершенно по-новому, глубоко и экспрессивно. Орган в первой части был подобен трубному гласу, не позволяющему нам забывать о Главном.
Из солистов-вокалистов хотелось бы выделить Варвару Чайкову, исполнившую партию альта, чей светлый серебристый тембр стал настоящим украшением концерта, и сопрано Светлану Захарченко, пение которой отличали искренность и какая-то особая чистота.
Привлечение к участию в концерте не только оркестра, но и хора, безусловно, эффектный шаг. Хористы внесли дополнительные оттенки в глубокое, многослойное содержание кантаты BWV 146: гипнотическое погружение в иное, далекое от всего мирского измерение, трагизм и надежду. Да, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», но возможно увидеть его уже сегодня, вслушавшись в музыку непревзойденного Баха. Перед началом Великого Поста такое настроение было как нельзя более кстати.
В завершении концерта слушатели получили еще один подарок: «на бис» прозвучал первый хор из «Страстей по Иоанну» И. С. Баха — еще один несомненный шедевр, напомнивший всем нам, как много мы теряем, отказываясь от общения с духовным наследием великого немца — композитора, который всю свою жизнь вел диалог с Богом.